Придорожные кенотафы
Вдоль любой дороги, особенно трассы, наши соотечественники могут видеть венки и памятные таблички – иногда на колышках, иногда на ветвях деревьев – в городской черте они тоже есть, но их относительно немного. Это придорожные кенотафы, памятники жертвам ДТП. Кенотаф как таковой – это надгробие без могилы, то есть мемориал человеку, который похоронен где-то в другом месте. В последние годы региональные и федеральные власти выдвигают множество запретительных инициатив в отношении придорожных кенотафов – это хороший повод разобраться в том, чем они являются, зачем существуют и кому мешают.
Что такое придорожный кенотаф
Если сказать просто, придорожный кенотаф – это памятник без захоронения, сооруженный на обочине дороги друзьями или родственниками жертвы ДТП. На всякий случай отметим: некоторые люди все еще полагают, что под придорожными мемориалами есть могилы, а в этих могилах лежат мертвецы, но это не так: подобное захоронение по закону осуществить невозможно, а незаконное захоронение было бы быстро пресечено.
Придорожный кенотаф может быть всего-навсего венком, приставленным к стволу дерева, но может быть и целым обелиском, надгробием с фотографией умершего и датой катастрофы, а может оказаться и напоминающей языческое капище причудливого вида самоделкой из автомобильных шин, бамперов и других автозапчастей, приправленных иконами, венками и CD-дисками с песнями группы «Воровайки». Отечественные антропологи, исследующие феномен придорожных памятников, пишут об этих, а также многих даже более удивительных вещах.
На всякий случай отметим, что венки и кресты на обочине можно встретить во многих странах Европы – как минимум, Восточной: они в изобилии встречаются на дорогах Украины, Белоруссии, Румынии, Греции, Польши, Литвы и т.д. Однако отнюдь не везде они имеют тенденцию приобретать такой гротескный вид, как у нас.
Сегодня, в 2021 году, уже нелегко сказать, когда именно на территории стран СССР возникла традиция сооружать вдоль дорог памятники жертвам ДТП, однако, например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в 1964, есть сцена, где герои останавливаются у одного из таких мемориалов и выражают почтение. Раз эта сцена была понятна современникам, то мы можем резонно предположить, что в массовом сознании жителей СССР 1960-х уже было закреплено представление о таком явлении. Однако несмотря на то, что традиции уже больше полувека, массовый характер она приобрела уже в перестроечные и последующие годы. Согласно исследованиям российских антропологов, из имеющихся на настоящий момент придорожных мемориалов большая часть возведена в 2000-е годы.
Почему кенотафы ставят вдоль дорог
Антрополог Анна Соколова и этнограф Евгений Софронов связывают это с тем, что в 1990-е и 2000-е во всех странах бывшего СССР наблюдался подъем духовных поисков, которые зачастую приводили людей не только в мировые религии, но и в секты, а также к изобретению альтернативных «народных» духовных практик, связанных с теми или иными религиями, но официально никакого отношения к ним не имевших. Так, в зависимости от региона, в РФ можно встретить придорожные кенотафы и с крестами, и с полумесяцами, хотя ни к христианству, ни к исламу эту традиция никакого отношения не имеет. Более того, как утверждают сами священнослужители, представление о том, что душа мертвого живет (или время от времени возвращается) на месте смерти, восходит к голливудским фильмам о призраках, а не к каким бы то ни было реальным религиозным догматам доминирующих ныне религий.
Единственная причина, по которой кенотафы устанавливают вдоль дороги, но не устанавливают на заводах, тротуарах или детских площадках – это то, что обочина пригородной трассы многими воспринимается как «ничейная» земля. Тот факт, что венки и памятные таблички могут провисеть на ветвях дерева десяток лет, как будто подтверждает это предположение. Более того: некоторые региональные поставщики ритуальных услуг и сопутствующих товаров нередко прямо предлагают сооружение придорожного мемориала как некоторую отдельную опцию, что позволяет сделать вывод: явление достигло в РФ такого масштаба, что изготовление именно придорожных памятников уже оформилось в целое самостоятельное направление коммерции. И потом: разве факт того, что в последние годы местные и центральные органы власти пытаются запретить придорожные мемориалы, сам по себе не доказывает, что всё это время они не были запрещены, а, следовательно, были разрешены?
В действительности все несколько сложнее. Говоря коротко, возведение придорожных кенотафов попросту никогда не было урегулировано законодательством РФ – и пока что таким и остается. Это значит, что на сам факт их возведения нет юридического запрета, однако и для их сохранения никакой правовой базы не существует. Иными словами, за установку венка или креста на обочине вас никто не накажет, но если местные жители их снесут или украдут, то и они никакой ответственности не понесут. То же самое касается случаев, когда коммунальщики уничтожают кенотафы, мешающие расширению дорог, прокладке коммуникаций или установке дорожных знаков: они имеют на это полное право, так как юридически этих памятников вообще не существует.
Кому и чем мешают кенотафы
Многие против установки траурных мемориалов вдоль дорог. Они отвлекают водителей своей яркостью. Человек за рулём, особенно неопытный, может с лёгкостью стать причиной ДТП. Хотелось бы верить, что придорожный кенотаф заставит водителя сбросить скорость, но соцопросы говорят о том, что водители, чаще всего или игнорируют кенотаф или просто испытывают раздражение.
Другой аргумент против кенотафов: это создание тревожной атмосферы на дороге. Быть в пути, особенно на трассе, тяжело само по себе, а напоминания о смерти то там, то тут только ухудшают ситуацию. А кроме того, кенотафы устанавливают без спроса жителей дачных поселков и окрестных деревень. Не многим хочется видеть надгробия из окна своего дома. Кроме того, в РФ есть традиция устраивать паломничества к придорожным кенотафам родных и друзей. Стоит выглянуть в окно, как помимо чьей-то могилы ты ещё видишь чужие поминки. Приятного мало.
Иногда, проезжающие мимо водители, ещё и сигналят, выражая скорбь по усопшему. Все перечисленные факторы делают жизнь деревень вблизи опасных поворотов федеральных трасс более напряженной, а установку кенотафа – спорной.
Дополнительная информация: