Закрыть
Омск
  Похоронные обычаи татар

Похоронные обычаи татар

Татары – это вторая по численности народность в России (по состоянию на 2020 в РФ насчитывается около пяти с половиной миллионов татар), представители которой проживают по всей территории нашей страны. Наибольшее их число сконцентрирован в Республике Татарстан, Башкортостане, а также, в меньшей степени, в Ульяновской, Московской и Оренбургской областях. Как и много веков назад, подавляющее большинство этнических татар исповедуют суннитский ислам ханафитского мазхаба (то есть ханафитской религиозно-правовой доктрины). Среди татар есть атеисты и христиане (кряшены, нагайбаки), однако их число оценивается как незначительное. Татарский этнос делится на ряд субэтносов, которые окончательно сформировались во время распада Монгольской империи; впоследствии территории несколько ханств-осколков Золотой Орды были завоеваны Русский царством – именно так татары оказались на территории российского государства. Следует отметить, что, вопреки широко распространенному заблуждению, крымские татары называются татарами по историческим причинам – их название в русском языке сохранилось с тех времен, когда в России татарами именовали любой тюркский народ вообще. В действительности же крымские татары субэтносом татарского народа не являются и представляют собой отдельный этнос – хотя и тоже говорящий на тюркском языке и тоже преимущественно исповедующий ислам суннитского толка.

Специфика татарской погребальной обрядности

Поскольку татрский этнос формировался в постоянном взаимодействии с представителями других народов, татарская культура весьма разнообразна и полна всевозможных заимствований – в том числе в области погребальных обычаев. Помимо прочего необходимо отметить, что, хотя ислам начал распространяться среди татар еще с X века, ему так никогда и не удалось полностью вытеснить из духовной культуры татар языческие компоненты. Последние продолжают существовать в той или иной форме по сей день как минимум на уровне коллективной памяти, даже если и практикуются они не столь активно, как когда-то. В конечном итоге древние народные обычаи были встроены в местную версию исламского вероисповедания, однако по сей день погребальная обрядовость татар остается той сферой духовной культуры, в которой наиболее остро ощущается влияние традиционных доисламских верований.

В целом, разумеется, татарские похороны в основном регламентируются правилами шариата, и все основные этапы в нем – те же, что и мусульман по всему миру. Подготовка тела к погребению обязательно включает в себя омовение тела, которое исполняется с использованием специальных инструментов, специально обученным человеком и специально строго регламентированным образом. После омовения тело оборачивается в несколько отрезов ткани (кафан), после чего над покойным читаются погребальные молитвы – намаз аль джаназа. Традиционная могила татар-мусульман тоже вполне такая же, как и других мусульман в других регионах: это яма, в стенах которой делаются горизонтально ориентированные ниши, в которые и хоронятся завернутые в кафан тела без гроба – причем таким образом, чтобы покойный был повернут к Мекке. После положения тела нишу, нишу эту закладывают необработанным кирпичом или досками, после чего закапывают могилу – делается все это под чтение особых молитв и сур Корана, исполняемых священнослужителем. Однако в способе положения тела в нишу у татар есть некая особенность, которая и отличает этот элемент их погребальной культуры от погребальной культуры большинства других мусульманских общин. Дело в том, что татары предпочитают хоронить человека не в лежачем положении, а в сидячем: татары считают, что таким образом покойный оказывается способен предстать перед ангелом смерти Азраилом в более приличествующем виде, чтобы ответить за совершенные прегрешения и праведные поступки.

Некоторые доисламские реликты в татарской мифологии

Больше всего языческих элементов содержит не собственно татарский погребальный ритуал, а связанные с ним приметы и поверья. Например, татары полагают, что в течение 40 дней после смерти человеческая душа может вернуться домой в виде птицы или бабочки. Более того, с этим поверьем связаны и некоторые практики: например, в некоторых населенных пунктах считается важным оставлять на ночь открытыми ворота двора и оставлять зажженным свет, чтобы душа не заплутала по пути.

Более того, если по покойному слишком сильно тоскуют, то его возвращение в том или ином образе может быть и крайне неприятным инцидентом: в этом случае в дом скорбящей семье может войти злобный дух – җен. Скорее всего, представления о духах-җен происходят от арабских джиннов, которые нередко прислуживают Шайтану (Сатане) и вредят смертным. Духи-җен способны на всякого рода злодейские поступки: они уводят путников с дороги в глушь, крадут младенцев из колыбелей, подменяют детей и т.д. Более того, злой дух может притвориться духом умершего и поселиться в его доме – от этого родственники покойного сами начинают болеть и умирать.

Следовательно, надо полагать, от злого духа-җен должны быть и народные средства защиты – что же это? Во-первых, во многих регионах, где проживают татары и сохраняется это поверье, считается, что по дороге на и с кладбища необходимо запутывать следы, чтобы из мира мертвых в мир живых по этим следам не пришел злой дух. Более того, на обратном пути с кладбища крайне не рекомендуется оглядываться. Если же дурное уже случилось и дух-җен уже поселился у вас в доме, то в дом нужно пригласить муллу, чтобы тот целую неделю читал суру Ясин – слово Божье заставит злого духа бежать.

Последние часы

Примечательно, что татары-мусульмане – в отличие от многих современных православных – до сих пор «собирают узелок», то есть готовятся к смерти, собирая себе погребальное одеяние и иные атрибуты, чтобы впоследствии облегчить хлопоты семье. В Татарстане эта задача, как правило, возлагается на женщин в семье: они должны запастись достаточным количеством ткани для погребального одеяния для себя и мужа. Важно, что цвет и тип ткани также регламентированы богословскими нормами: лучше всего использовать белую хлопчатобумажную ткань, и категорически запрещается использовать шелк. Более того, во многих регионах считается, что шить эту ткань нужно непременно левой рукой, не делая узелков на нитках, а ткань делить на куски только руками, без инструментов (ножниц, ножей и т.п.). Наконец, после того, как работа по изготовлению погребального одеяния окончена, все инструменты должны быть сожжены, потому что отказ от этого действия может навлечь большую беду на всю семью.

Когда татарин предчувствует скорый приход смерти, в дом приглашается священнослужитель, который читаем над умирающим суры Ясин или Ар-Рад. В помещении с умирающим обязательно должен находиться кто-то – в частности, для того, чтобы смачивать губы покойного: согласно исламу, всех умирающих в последние минуты мучает насланная Дьяволом жажда, которую дьявол предлагает утолить взамен на отречение от Бога – и чтобы у умирающего не было соблазна это сделать, родственники должны «подносить стакан воды» сами.

Предпохоронные ритуалы

Итак, когда умирающий окончательно испускает дух, ему на грудь кладут некий железный предмет – чаще всего ножницы или гвоздь. Согласно древнему языческому татарскому поверью, нечистая сила боится железа, поэтому рядом с покойным должен быть острый предмет из железа, чтобы отпугивать злых духов. После этого тело укрывают белым полотном, а лицо закрывают полотенцем.

Согласно татарскому обычаю, надо сначала выкопать могилу, а уже затем омывать тело покойного. В полном соответствиями с нормами ислама во всем остальном мире, омовением мужчин должны заниматься только мужчины, а омовением женщин – только женщины. Как правило, в омовении принимают участие трое: один из них принимает на себя роль главного обмывальщика, а двое других становятся его помощниками и выполняют его указания. Также не лишним будет отметить, что ведра с водой для омовения нельзя просто ставить на пол – между ними и полом нужно по меньшей мере постелить полотенце. Наконец, когда омовение совершенно, мертвого наряжают в кафан: мужчину заворачивают в рубаху, сверху надевают фартук для нижней части тела, а сверху надевают чалму. Женщинам укрывают головы платками, а тело обвязывают специальными полосками ткани поверх головы, туловища и ног. Как правило, в татарских похоронах принимают участие не только родственники и друзья, но также соседи, знакомые и т.д. Чтобы отплатить им за их помощь, предусмотрена особая погребальная милостыня – саадака. Она выражается реже в деньгах и чаще в предметах: родственники покойного дарят своим помощникам полотенца, мыло, носовые платки.

Татарские похороны

Как и в других мусульманских общинах, у татар принято хоронить мертвого в день смерти или в течение 24 часов (например, если человек умер за некоторое время до полуночи). Как правило, хоронят людей рядом с их родственниками. Самое главное – добиться того, чтобы могила была ориентирована в сторону Мекки и чтобы боковая ниша в ней также указывала на Мекку. К Мекку же лицевой стороной должно быть направлено и надгробие (если оно будет) – благодаря тому, что все надгробия на мусульманском кладбище смотрят на Мекку, оказавшийся там мусульманин всегда знает, в какую сторону он должен обратиться для молитвы. Как правило, женщины на кладбище для участия в погребении не ходят – этим занимаются мужчины, а женщины приводят в порядок дом к их возвращению. Особые молитвы и суры Корана читаются перед входом на кладбище и во время опускания тела в могилу. Считается, что если особые погребальные молитвы не были сказаны, то похороны в принципе не состоялись.

Дополнительная информация: