Закрыть
Омск
  Могила Марины Цветаевой

Могила Марины Цветаевой

Марина Цветаева – одна из самых знаменитых представительниц серебряного века русской поэзии. Вскоре после Октябрьской революции она с семьей эмигрировала, однако в конце 1930-х её муж Сергей Эфрон захотел вернуться на родину. Она сперва противилась этому решению, однако когда её муж и дети отправились в СССР, Марина Цветаева последовала за ними. Её опасения сбылись: Сергей Эфрон очень скоро был расстрелян НКВД, затем в лагеря была отправлена дочь Ариадна. К 1941 году в заточении также пребывала и сестра Марины Анастасия. С началом войны Цветаева и её сын Георгий были эвакуированы в Елабугу (в Татарстане).

Их быт там был более чем скромным, местные власти и даже местные жители всячески травили опальную поэтессу. Каждый день она думала о приближающемся аресте и смерти, отношения с сыном также начали ухудшаться на фоне постоянного стресса. Наконец, после очередной ссоры с Георгием, Марина решила покончить жизнь самоубийством: 31 августа 1941 года она повесилась в доме Бродельщиковых, где они проживали вместе с сыном. Она оставила три предсмертных записки, адресованные разным людям – тексты двух из них дошли до нас в неизменном виде.

Могила Цветаевой

Окрестные жители в действительности плохо понимали, кем именно являлась Марина Цветаева. Всё, что у них было, – это предупреждение местных властей о «неблагонадежности» этих граждан. С точки зрения большинства их соседей, 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге похоронили «какую-то учительницу». Похороны были очень скромными, на них присутствовали только ближайшие родственники и друзья – публичные прощания местные власти строжайше запретили.

Довольно скоро достоверная информация о местонахождении могилы Цветаевой была утеряна. На церемонии было всего несколько человек, и только благодаря их свидетельским показаниям удалось хотя бы примерно узнать, в какой части кладбища находилась могила. Окончательно местоположение могилы Цветаевой так и не было установлено.

В 1960 году Анастасия, так и не сумев установить местонахождение могилы своей сестры Марины, озаботилась установкой деревянного креста с надписью в углу некрополя, где, согласно свидетельским показаниям, предположительно похоронили Цветаеву за 19 лет до того.

«Официальная могила» и тарусский кенотаф

В 1970 году Союз писателей Татарской АССР постановил признать «настоящей» одну из трех могил без надгробий на Петропавловском кладбище. Было решено считать, что именно здесь покоится Марина Цветаева – в том же году там был установлен и с тех пор стоит монумент из гранита.

При этом важно подчеркнуть, что сама Цветаева при жизни много раз говорила, где хотела бы быть погребена: она хотела, чтобы её могила была на высоком берегу Оки, в Тарусе. Тем не менее, ни до, ни после развала СССР родственники поэтессы не поднимали вопрос об эксгумации и перезахоронении тела покойной.

Тем не менее, в конце 1960-х годах приблизительно на том месте, на которое Цветаева указывала, был установлен монумент из камня с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» (монумент расположен неподалеку от захоронения художника Борисова-Мусатова). Этот монумент при СССР демонтировали, а во время перестройки вернули на место.

В Москве, в свою очередь, на Ваганьковском кладбище была создана так называемая «Цветаевская аллея», однако, вопреки городской легенде, на этой аллее не покоится ни тело, ни прах великой поэтессы. В действительности здесь располагается захоронение её сестры Анастасии, а аллея, хоть и названа в честь Марины, так никогда и не стала её последним пристанищем. Поклонники же великой поэтессы по сей день возлагают цветы к её скромному мемориалу в г. Елабуга.

Дополнительная информация: