Закрыть
Омск
  Как хоронят староверы?

Как хоронят староверы?

С никонианской реформы православия семнадцатого века и по сей день в России есть люди, не принявшие эту реформу и продолжившие исповедовать православие по старым обрядам. По отношению к ним используется обобщающий термин «старообрядцы» или «староверы», однако, конечно, за минувшие триста пятьдесят лет они тоже уже успели многократно обновиться и реформироваться, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Большинство наших сограждан знает, что у староверов принято креститься двумя пальцами, а не тремя, как стало положено после никонианской реформы, однако за пределами этого факта большинство мало что знает о староверах. Наш материал будет посвящен одной из малоизвестных в обществе тем – похоронным обрядам российских старообрядцев.

Похороны у старообрядцев

Поскольку в течение ХХ века культура старообрядцев, как и всех других сообществ, населяющих территорию России, сильно изменилась, в данном материале мы будем преимущественно рассказывать о тех обычаях, которые бытовали в дореволюционные времена. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере – сейчас существует совсем немного мест, где их соблюдают в точности, как завещали предки.

Накануне смерти

Поскольку большинство старообрядцев не признавали священнослужителей как таковых, то священника к умирающему не звали вовсе. Поэтому исповедь у умирающего, как правило, принимал старший член общины, духовный наставник. Этот наставник должен был задавать умирающему вопросы: не хранит ли на кого обиды, не желает ли он(а) рассказать о плохом поступке и т.д. По итогам исповеди старший товарищ налагал епитимью по сумме упомянутых прегрешений. Если же человек умирал, не исповедавшись, то его не отпевали, а только читали молитву на отход души.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. В некоторых общинах причитания должны были начинаться прямо с того момента, как человек испускал дух, и не прекращаться до самого момента погребения. Понятное дело, что только лишь семья покойного выполнить эту норму была неспособна, так что во многих старообрядческих общинах развилась профессия плакальщицы. С другой стороны, существовали старообрядческие общины, в которых плач на похоронах вообще не считался приемлемым.

Занавешивание зеркал

Одна из переживших ХХ век погребальных примет у староверов заключается в том, что закрывать все зеркальные поверхности в доме, где умер человек, причем это касается не только зеркал, но и блестящих предметов посуды, телевизоров, компьютерных мониторов и т.д.

Омовение

У многих староверов было принято совершать омовение тела покойного вскоре после его смерти. Как правило, занимались этим старики одного пола с умершим. Мыли, начиная с головы, сперва правую сторону тела, а потом левую. Воду, которая оставалась после омовения покойных, не выливали в общие места. Её закапывали в отдалении, за пределами населенного пункта – вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями.

Облачение

Одежду для погребения готовили еще при жизни: в комплект входило нательное белье, мягкие тапочки, рубашка, а также штаны для мужчин и сарафан для женщин (предпочитая темные тона). Примечательно, что на этих одеждах, как правило, были недопустимы узоры, вышивки и т.д. Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд». Во многих областях мертвым девушкам заплетали косу, а замужним женщинам – две косы, поверх повязывали косынку и платок.

Саван изготовляли из белого полотна, в некоторых общинах на саван могло уходить до 12 метров ткани, потому что покойников иногда пеленали в саван с головой. Другой вариант – складывание отрезов ткани пополам по длине, чтобы оно приобрело вид лодки, в которой усопшему предстояло странствовать по тому свету.

Гроб

Вплоть до середины ХХ века многие старообрядцы вытесывали гробы из цельного ствола дерева, причем делали это сильно заранее и хранили на чердаке в ожидании трагедии. Более того, в некоторых областях считалось, что такая заблаговременная подготовка к смерти приносит дому счастье.

Разумеется, были и альтернативные традиции, согласно которым гробы изготовлялись только после гибели человека, однако в этом случае старались обходиться без железных гвоздей, обходясь деревянными креплениями. Также примечательно, что гробы не обивали ни изнутри, ни снаружи, а также не украшали гробы распятиями и другой символикой.

Положение во гроб

Покойного, наряженного в саван, сперва клали на лавку, где он проводил большую часть времени церемонии, а в гроб тело укладывали только непосредственно перед тем, как приходила пора нести на кладбище. В наши дни, однако, этот обычай уже мало где исполняется: тело сейчас преимущественно сразу же укладывают в гроб.

На дно гроба вместо привычных нам покрывал и подушек подкладывали стружки, щепки, листья, лапник и иные отходы от производства самого гроба. Подушку набивали из листьев и волос самого покойного. Руки располагали на груди – правую поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – это древний вид четок, напоминающий внешне маленькую лесенку из дощечек на веревочке. Примечательно, что староверы также кладут покойному икону или крест в руки на время церемонии, однако непосредственно перед опусканием гроба под землю их вынимают – по тем или иным причинам большинство староверов полагает, что опускать в могилу святые символы не следует.

Наконец, после всех этих приготовлений тело возлагали в домовину, связывали гроб лыком или веревкой, перевязывали также и тело, причем так, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

Определение дня захоронения

Как правило, в большинстве староверческих общин похороны осуществляются на третий день после смерти, однако жарким летом или холодной зимой этому обычаю нередко изменяют – особенно в сибирских районах.

Отпевание

Согласно древним обычаям, все время от смерти до захоронения положено было без остановки читать Псалтирь, а чтобы это стало возможно, обязанность эта возлагалась сразу на нескольких членов общины, которые должны были сменять друг друга. В наши же дни этот обычай уже по большей части ушел в прошлое и вместо него просто проводят три панихиды: одну накануне погребения, одну утром того дня, когда состоится погребение, и еще одну непосредственно на кладбище.

Тем не менее, все эти панихиды весьма протяженные – староверы полагают, что чем дольше длится панихида, тем в лучшем виде предстанет душа человека перед Всевышним. Важно, что староверы, как правило, отпевают только тех, кого знали как праведников при жизни. Остальные же получают только отходные молитвы.

Прощание с умершим

Прощальные обряды, как правило, устраивались у входа в его жилище – с этой целью гроб выносили во двор перед домом, устанавливали на стол или стулья. Скорбящие получали возможность последний раз взглянуть на покойного и проститься с ним. В этом же дворе семья покойного устраивала трапезу для гостей церемонии – после похорон застолье уже не предусмотрено.

Могила

У староверческих общин никогда не было единства по поводу того, насколько глубоко следует копать могилу: некоторые стремились зарыть как можно глубже, другие копали яму так, чтобы взрослому человеку она была по грудь, но так или иначе стремились сделать так, что головой покойный лежал к западу, а ногами – к востоку.

Похоронная процессия

Гроб с покойным до погоста тащили либо прямо на руках, либо на волоках, причем без лошадей, а носильщиками гроба непременно должны были быть люди, не состоявшие в родстве с покойным. Иногда также работали правила, согласно которым женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Сейчас подобное уже практически не встречается. В наши дни гроб везут до кладбища на автокатафалке.

Процессию с гробом по обычаям останавливают трижды: один раз в середине населенного пункта, потом на выезде из него, и потом уже перед самым входом на погост. Ход вели не торной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашним животным в этот день давали много еды, чтобы им не вздумалось пойти искать хозяина. На обратном пути кидали лапник, чтобы помешать мертвому вернуться с того света.

Похороны

Последней службой, проводимой на похоронах, является Лития. Непосредственно перед закрытием гроба из него извлекают кресты, иконы и т.д. Крышку закрывают, после чего в могильную яму вслед за гробом опускают также и волокуши, а также другие приспособления, которые могли использоваться для транспортировки гроба.

Поминовение

Староверы поминают покойных на 3-й, 9-й, 40-й дни и на годовщину смерти. Гораздо реже встречаются разновидности староверия, которые велят отмечать полугодие со дня смерти и 20-й день. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

В эти дни хозяева ставят на стол отваренную пшеницу в меду, а также щи, рыбный, гороховый или луковый суп. Алкогольные напитки, чай и мясо большинство считает недопустимыми. Поминальные трапезы преимущественно ведутся в молчании, нарушают его только молитвы.

Проводы души

Некоторые староверы полагают, что душа погребенного вплоть до 40 дня со смерти живет на полотенце, которые расположено в красном углу его дома. Следовательно, все это время любой сквозняк в доме считается движением покойного, а на 40-й день семья покойного выходили с этим полотенцем за границы населенного пункта и встряхивали его в направлении погоста, где похоронено тело, чтобы послать душу в его сторону.

Траур

Как такового периода траура у староверов по преимуществу нет: отчасти это так, потому что многие общины вообще осуждают праздность и увеселительные мероприятия, так что специальные траурные ограничения вводить попросту не на что.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Староверы крайне нетерпимо относятся к самоубийцам, пьяницам, прелюбодеям, а также отступникам от веры, так что им в погребении по полному обряду отказывают. Более того, их еще и хоронят вне общего кладбища и без чтения всех надлежащих молитв. В некоторых общинах таких покойных даже воспрещалось провожать, чтобы наказать их тем сильнее за их прегрешения.

Надгробие

Наиболее распространенным типом надгробия у староверов является восьмиконечный крест из дерева. Ставят его в ногах покойного, чтобы восходящее солнце заставляло крест отбрасывать тень на могилу. В самом низу креста крепят таблички с именами и датами жизни (сейчас изредка добавляют к этому фотографии или иконы). Также в некоторых областях практиковалось конструирование колодок – надгробий в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Старообрядцы в Казани

Старообрядческая община в Казани переживала свой расцвет в 19 веке. Множество старообрядцев было занято в сельском хозяйстве. Например, можно вспомнить казанскую династию Окошниковых, торговцев хлебом, местных магнатов.

Более современным деятелем из казанского старообрядчества был Александр Четвергов. По профессии инженер-конструктор, он оставил мирскую работу и стал трудиться при старообрядческом приходе. Позже, через несколько лет, он принял сан митрополита, получив новое имя – Адриан. Период его руководства старообрядческой общиной стал временем открытого диалога между старообрядцами и Русской Православной Церковью. В его честь установлен памятник перед самым знаменитым старообрядческим храмом – Покровским собором, в Казани.

В Казани есть несколько старообрядческих кладбищ, а также старообрядческий погост входит в состав крупнейшего некрополя Казани – Арского кладбища.

Дополнительная информация: