Исчезнувшие кладбища Казани
Многим гражданам нашей страны известно специфическое отношение советской власти к местам захоронений: при СССР забота о некрополях ни на каком этапе развития страны не была приоритетом, а скорее наоборот – кладбища почти всегда становились первыми претендентами под снос, если оказывалось, что что-то мешает развитию или перепланировке городов. Советский урбанизм, безусловно, нанес серьезный ущерб историческим некрополям России (лишь незначительная часть захоронений переносилась на другие кладбища, большинство просто сравнивались с землей), однако нельзя не отметить, что кладбища нашей страны приходили в запустение и всю историю до Октябрьской революции – просто потому, что в имперский период не существовало никакой инстанции, которая была бы ответственна за заботу о захоронениях и за наведения порядка в некрополях. Увы, подобное отношение к кладбищам в той или иной степени (если не формально, то на практике) пронизывает всю историю нашей страны вплоть до наших дней. Данный материал будет посвящен исчезнувшим некрополям Казани – объектам историко-культурного наследия региона, недооцененным памятникам, которые прямо на наших глазах стремительно уходят в небытие.
Кладбище булгарской знати
Одним из наиболее известных древних кладбищ Казани является некрополь, расположенный на территории Ново-Иерусалимского (Воскресенского) монастыря, который также называют «архиерейской дачей» — ныне НИИ сельского хозяйства. Это кладбище, некогда принадлежавшее знати Волжской Булгарии, частично сохранилось до нашего времени. Как считается, большая часть захоронений здесь была произведена в тринадцатом-четырнадцатом веках. Именно на этом кладбище, помимо прочего, были погребены эмир и бек – один из правителей Казанского эмирата, Хасан-бек, сын Мир-Махмуда. Также здесь была обнаружена могила знатной женщины по имени Алтын-Берте, которая, как следует из надписи на ее надгробии, скончалась 27 сентября 1297 года. Эпитафия, выгравированная на каберташе Алтын-Берте, считается самым древним памятником письменности, что были обнаружены на территории Казани. Надгробие Алтын-Берте, Хасан-бека и других представителей знати, погребенных на этом кладбище, на настоящий момент пребывают в Государственном объединенном музее Татарстана – там они защищены от стихий и непогоды, которые угрожали бы им, останься они на приходящем в запустение кладбище. Увы, на настоящий момент нет никаких оснований ожидать, что это кладбище будет когда-либо отреставрировано и превращено в историко-культурный памятник.
Армянское кладбище
К числу исчезнувших кладбищ Казани относится и старейшее христианское кладбище города. Армянское кладбище существовало в четырнадцатом-шестнадцатом веках, в период Казанского ханства. Располагалось оно на выступе Третьей горы (ныне улица Калинина) – как считается, такое местоположение было обусловлено тем, что неподалеку от этого места находился район города, населенный армянскими купцами и ремесленниками, которые, в том числе, проживали в Казани на постоянной основе. Армянское кладбище было найдено по чистой случайности в конце девятнадцатого века. На тот момент находки уже были довольно скромными – это были четыре каменных надгробия с надписями, выполненными армянским алфавитом. К сожалению, до наших дней лишь один из этих артефактов сохранился. Примечательно, что в Казанском ханстве были и другие иностранные кварталы – русский, персидский и т.д., и, насколько можно заключить из имеющихся фактов, у каждой диаспоры должны были быть свои кладбища. Увы, эти кладбища так никогда и не были обнаружены. Это, впрочем, не удивительно – после взятия Казани Иваном Грозным от старого города вообще мало что осталось.
Ханские мавзолеи
Из многочисленных письменных источников историкам давно было известно, что в Казанском кремле располагалось множество ханских мавзолеев, а также мусульманских кладбищ – увы, память о них на несколько веков стерлась из общественного сознания, однако в 1778 по чистой случайности один из мавзолеев был обнаружен. Когда рабочие прокладывали фундамент для Гостиного двора на углу улиц Воскресенской и Поперечно-Воскресенской (ныне улицы Кремлевская и Чернышевского), они случайно натолкнулись на каберташ. Тот был датирован 1530 годом и украшен рельефным орнаментом – это свидетельствовало о наличии здесь захоронения некоего важного представителя знати. На данный момент этот каберташ находится в мечети Марджани. Другая важная находка была сделана здесь двумя веками позже: в 1962-1963 годах во время строительства жилых домов в центре города рабочие обнаружили мусульманские захоронения, которые ученые датировали пятнадцатым-шестнадцатым веками. Аналогичным образом, мусульманское кладбище (хотя и относящееся к более позднему периоду) было найдено в районе Старой Татарской слободы (на улице Московская, между улицами Г. Камала и Парижской Коммуны).
Монастырские кладбища
С момента присоединения Казанских земель к Русскому Царству на территории города начали строиться православные монастыри, при которых, как водится, возникали собственные некрополи. В частности, в этот период возникают такие монастыри, как Спасо-Преображенский, Зилантовский, Богородицкий. Со временем кладбище, располагавшееся при Спасо-Преображенском монастыре стало считаться аристократическим, поскольку здесь хранились мощи канонизированного русской православной церковью первого архимандрита монастыря Варсонофия, а также были погребены такие важные церковные деятели, как первый архимандрит данного монастыря Варсонофий, митрополит Ефрем, иерусалимский архиепископ Епифаний, андрусский епископ Арсений, князь И.Е. Багратион-Давыдов и т.д. В 1920-1930-х годах этот монастырь, как и многие другие, был уничтожен. Большая часть надгробий и скульптурно-архитектурных композиций, украшавших территории кладбищ этих монастырей, была утрачена навсегда. Как считается, уцелел только один деревянный резной крест конца XVIII века – его каким-то образом удалось спасти при разрушении Зилантовского монастыря. Сейчас этот крест хранится в Государственном объединенном музее.
Кладбище Кизического монастыря
Кизический монастырь, основанный в семнадцатом веке, обладал одним из самых красивых кладбищ в Казани. Здесь были погребены такие личности, как первый русский поэт-романтик Г. Л. Каменев, профессора Казанского университета, казанский губернатор граф И. А. Толстой, дед Л. Н. Толстого, и многие другие. В 1960-х годах это кладбище было уничтожено, хотя следует отметить, что в течение долгого времени до этого оно приходило в запустение, и на момент уничтожения представляло уже исключительно археологическую ценность. Увы, все памятники скульптуры и архитектуры, которые имели здесь место однажды, были утрачены. На месте данного кладбища сейчас располагается парк Дворца химиков.
Старообрядческое кладбище
Еще одним утраченным кладбищем Казани является старообрядческое Прилуцкое кладбище Поморского согласия – оно существовало с восемнадцатого по середину двадцатого века. После разрушения кладбища во второй четверти двадцатого века здесь создали совхоз – с тех пор поверх могил расположены пахотные земли.
Дополнительная информация: