Деревья на кладбище
Деревья, растущие на могилах, – это очень древний и повсеместно узнаваемый образ, который встречается как в мифах и легендах разных народов, так и в художественной культуре. Иногда деревья символизируются мироздание как таковое, корнями уходя в загробный мир, а кроной поддерживая небеса, что обеспечивает связь мира живых и мира мёртвых, иногда они вырастают на могилах героев, иногда – на могилах возлюбленных.
В наше время эти фольклорные мотивы получили новое осмысление в виде «зеленых кладбищ» и, в частности, так называемых биоурн, которые позволяют выращивать деревья из праха покойных, так что деревья на зеленых кладбищах буквально получают жизнь из тел мёртвых людей. Эта практика становится всё более популярной и даже внедряется централизованно в некоторых государствах - например, в Китае: так власти рассчитывают решить сразу несколько проблем – и с нехваткой мест для захоронений, и с экологией.
В нашей стране биоурны – всё ещё новинка и большая редкость, да и зелёных кладбищ пока не существует, однако деревья на кладбищах у нас так или иначе растут, да и практика показывает, что довольно значительно число россиян так или иначе хотело бы увековечить память близких с помощью не только лишь бездушных каменных глыб, но и живых растений.
Юридические соображения: разрешено ли сажать дерево на кладбище?
Если вы интересуетесь, позволяет ли закон вам посадить дерево на принадлежащем вам или вашей семье участке, то короткий ответ – да, вы можете это сделать. Однако есть множество нюансов, которые следует учитывать. Ограничений в целом довольно немного, однако у кладбищ могут быть свои частные требования и условия, которые зависят и от местной экологической обстановки, и от почвы, и от влажности, и от иных параметров местности.
Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000) - основной нормативно-правовой акт, регулирующий данный вопрос в нашей стране. Данная инструкция диктует следующее: если кладбище или крематорий граничат с жилыми районами, то они обязаны иметь т.н. «зону моральной защиты» – иными словами, зеленые насаждения по периметру, которые закрывали бы кладбище или крематорий от посторонних глаз. Идея тут заключается в том, что жители населенного пункта не должны быть принуждены смотреть на могилы помимо своего желания, поэтому кладбище необходимо «прятать» от случайного взгляда. Создание этой защитной зоны является ответственностью кладбищенской администрации или дирекции крематория, однако владельцы участков для захоронений могут внести свой вклад в создание защитной зеленой зоны путём высаживания деревьев на своих участках и ухода за ними. Следовательно, в большинстве случаев администрация кладбища вряд ли будет против.
Тем не менее, есть определенные обстоятельства, которые могут вынудить администрацию кладбища ликвидировать дерево. Дело в том, что зеленые насаждения на кладбищах воздействует на такие его параметры, как инсуляция и проветриваемость: если деревьев посадить слишком много, то ветер не будет «гулять» по территории некрополя, а значит он не будет проветриваться, воздух будет застаиваться и начнёт образовываться неприятных запах. В настоящее время плотность посадок деревьев ограничивается 170-250 штуками на 1 гектар. «Лишние» же деревья администрация кладбищ уполномочена удалять.
Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?
При выборе дерева на участок с захоронением необходимо учитывать его биологические свойства. Некоторые деревья пускают глубокие корни, которые способны изменить положение гроба и повредить основание памятника. Другие деревья пускают корневую систему «вширь», из-за чего могут повредить соседние захоронения, оградки или дорожки между рядами захоронений.
Дуб, клён, рябина и некоторые другие деревья с мощными корневыми системами, например, легко могут создать вышеприведенную проблему: их корни могут очень скоро достичь соседних захоронений и разрушить то захоронение, над которым они посажены – особенно с учетом того, насколько мало расстояние между захоронениями на городских кладбищах с их дефицитом пространства. Также следует осторожно относиться к посадке особо высоких деревьев – они способны закрыть солнце от остальных и «задушить» их таким образом.
Дерево, которое кладбищенская администрация почти наверняка не позволит посадить, – это осина, потому что, во-первых, её корневая система быстро разрастается вширь, а во-вторых, потому что она даёт новые побеги. Таким образом, с годами осина может разрастись на огромную площадь – что, разумеется, слишком большая угроза для захоронений.
Дерево на кладбище: значение разных пород
Наконец, следует указать, каким символическим значением различные культуры наделяют те или иные деревья. Вышеупомянутая осина, например, имеет особое значение для христиан, потому что, согласно легенде, именно на осине повесился Иуда (хотя согласно другой версии это случилось на бузине – существует множество версий его последующей жизни, согласно некоторым из которых он даже, собственно, и не убивал себя вовсе).
Древние славяне и германцы считали «деревьями смерти» ольху и прочие породы, которые «кровоточили» красной смолой при рубке. Кельты же, в свою очередь, символом смерти считали тис, потому что его плоды ядовиты, из-за чего тисовые ягоды часто использовались для самоубийства – например, для того, чтобы избежать попадания в плен. Эта непосредственная связь между тисом и самоубийством из народного сознания постепенно стиралась, как и многие другие элементы кельтской культуры, однако посадка тисов на кладбищах закрепилась уже в качестве традиции, которая существует в Англии, Франции и Испании по сей день: даже сегодня на кладбищах этих стран тисы можно обнаружить в изобилии.
В античности греки и римляне считали деревом смерти кипарис, после чего он, опять же, уже по традиции, стал считаться похоронным деревом в христианской Европе и зачастую высаживался на кладбищах, хотя впоследствии христиане и переосмыслили его уже как символ вечной жизни – эта роль кипариса хорошо репрезентуется в европейской живописи. Увы, в большинстве регионов России вырастить кипарис не получится – не позволят климатические условия, однако кипарисы вполне приживаются на побережье Черного моря и на Кавказе.
Также частично дожила до наших дней древняя славянская традиция, идущая с языческих времен, согласно которой со смертью была связана ель. Древние славяне устраивали курганы в ельниках, а в более поздние, уже христианские, времена еловыми ветвями покрывали путь следования погребальной процессии и/или клали лапник поверх могилы.
Как отмечалось выше, у многих народов в мифологии присутствовал мотив «мирового древа», которое своими корнями и ветвями соединяет воедино мироздание. Конкретно славяне же считали, что мировое дерево является гигантским дубом, поэтому дуб также оказывается символически связан с жизнью и смертью – как нечто, соединяющее мир живых и мир мёртвых.
Дополнительная информация: